Artem Okhrei, seo-specialist, web-developer

21.11.2018 at 15:34

How to use Nielsen's heuristics to improve the usability of your site

411 0

Jacob Nielsen is one of the founders of Nielsen Norman Group, and the acknowledged expert in usability. In 1990, he formulated 10 heuristics – the general rules that any user interface must meet for efficient and comfortable work. Despite the fact that almost three decades have passed, these recommendations are still relevant in various areas, including the development of sites.

Nielsen's heuristics were compiled without regard to sites or other specific interfaces: the original article operates with a broader concept of "system". However, almost all the rules can be successfully applied to modern web resources, helping to make them more convenient and intuitive for users.

Most often, experts use Nielsen’s rules as a checklist for auditing sites. However, this doesn’t mean that you will not be able to use heuristics to optimize your site if you are not a specialist. Of course, an expert will be able to discover more details because of his experience. However, if you do not have enough funds to order site audit, but you still want to improve the site, then it is quite possible to check it by yourself. Let’s understand how to apply each of the heuristics to the analysis of the site.

1. Visibility of system status

The system should always provide the user with current information about its status and correctly respond to interactions in a reasonable time.

What do you need to check? Make sure that users always receive notifications about the results of their actions and about what to do next. The user should not be alone with himself. This is especially important when it comes to financial transactions, such as shopping in an online store.

If the user did something, for example, sent a message, made an order or left contact info, but did not receive any response, he may panic: is everything right? Was I mistaken somewhere when entering, or a problem is with the site or the store does not work at all?

Make sure that the site notifies you of its status, for example: «Your message has been sent! We will answer you soon"; "The order has been sent! Our manager will call you in the next 10 minutes and clarify the details of the purchase».

Another example of a successful status indicator is a message about uploading a file to Google Drive:

2. Match between system and the real world

The system must communicate with the user in a language he understands, in commonly used words instead of special terms. Information must be presented in a natural and logical order.

What do you need to check? For you, as the owner of the site and business, constantly working in this area, everything on the pages may seem simple and understandable. However, try to look at the site through the eyes of a stranger: will everything be clear to him at the first reading? If not, try rehashing the text, avoiding terms and complex structures.

In some cases, it is useful to accompany texts with intuitive images, icons, and symbols. A good example is the Facebook menu: an icon that helps the user understand what it means accompanies each item:

3. User control and freedom

Users often choose some functions by mistake. It is necessary to provide them with an «emergency exit» – an obvious opportunity to cancel the action committed by mistake.

What do you need to check? When working with the site, erroneous actions are almost inevitable, and users should always receive the opportunity to make everything as it was.

  • Does the site have a commenting form? Make sure that there is also the possibility to edit the comment or delete it.
  • Does the user fill out the order form, where he may accidentally provide an incorrect address or telephone number? Add a «Back» button that will allow you to fix everything without re-entering the rest of the data.
  • Does the site have profile deletion feature? Provide an opportunity to restore the account during some time, if the user changed his mind, etc.

Example of editing function for post on a forum

4. Consistency and standards

Do not confuse the user describing the same things in different words. Elements of the system must comply with a general standard.

What do you need to check? Moving from one page of your site to another, the user must see common elements and understand that he is on the same resource and everything works the same way as before.

  • If the "Cart" button on the main page has the form of a shopping cart and is on the right, then you should not replace it with a basket icon on other pages and move it to the left.
  • The link to the section called "Our Services" should not suddenly turn into a "List of Works" when switching to another page.
  • Design of all pages should also be similar: have common colors, fonts, etc.

5. Error prevention

Minimize the number of conditions in which errors can appear. If necessary, display warning messages about possible errors to the user.

What do you need to check? Even the most thoughtful error messages will not be as effective as the information that will allow you to avoid these errors. Tell the user all the necessary information that will prevent him from doing the wrong actions.

  • If English letters and numbers are allowed in the username, but Cyrillic and punctuation marks are not allowed, then write about this next to the form field or in the tooltip.
  • If phone number must be written starting with +380, then show these characters directly in the default input field, or add a sample number correctly written next to the field.
  • If you need to enter an address, it will be rational to make a choice of a country and city in the format of a list: this way the user will not make a mistake in these names.

An example of good tips to avoid registration errors:

6. Recognition rather than recall

Minimize the amount of information that the user must keep in mind moving from one part of the system to another. The necessary data should be visible all the time while the user interacts with the interface.

What do you need to check? It is better to duplicate important information for the user, for example, a brief information about the options for delivery of goods on different pages: in the product card itself, on the order page. Thus, the user does not have to go to a separate page «Payment and Delivery» to find out how he can receive the goods.

Similarly, when making an order, it is worthwhile to show the user a list of goods or services that he orders. In this case, he will easily notice if something is missing or something was added to the cart by mistake.

Another interesting example is the choice of font when editing text: it will be much more convenient if the items in the drop-down menu are displayed in the correct font, as in Microsoft Word, but not just contain its name.

In addition, you should use forms and symbols that are already familiar to most users. It is not necessary to "reinvent the wheel" by creating the buttons "Cart" or "Download." Here is an example of an unsuccessful login function – the button is very similar to the site logo and not immediately noticeable:

7. Flexibility and efficiency of use

You should not overload the experienced users with unnecessary information. It is better to give them the opportunity to perform repetitive actions easier and faster.

What do you need to check? Most users are well aware of the work of such popular functions on sites like ordering a callback, adding a product to the cart or to a wish list. You should not overload such interface elements with superfluous accompanying text; for those users who still have questions, you can put the information in the help section.

If you see that users have to perform some routine regular actions (for example, monthly payments), then add the ability to simplify them. For example, you can offer to create a template for a payment that will store all the necessary information, or even automate payment by setting a schedule.

8. Aesthetic and minimalist design

Texts should not contain unnecessary and outdated information. Each unnecessary sentence distracts the user's attention from what is important.

What do you need to check? Read the texts on the site. In most cases, they can be shortened without losing meaning, especially if your site is not an informational, but a commercial one. Leave only the information that is relevant and important for the user.

The same applies to design elements: do not clutter up the site with unnecessary buttons, banners, etc., if you understand that they remain unused and do not carry value for visitors.

It is especially important to check the forms: a huge number of required fields simply discourages a client who was almost ready to make an order. Remove or at least combine those fields that are not critical for processing the order.

 

Example of overloaded registration form

9. Help users recognize, diagnose, and recover from errors

Error messages should be written in a language understandable to the user, clearly state the essence of the problem and suggest solutions to it.

What do you need to check? No matter how you optimize the site interface, it’s still not possible to completely avoid errors. Make sure that if the user encounters an error, he will receive a concise and understandable message about why the problem and how to solve it. First, this concerns the 404 error pages or empty search results («nothing was found by your query»). Such pages should provide recommendations, what to do next. For example, suggest alternative options for search queries or links to pages that may be interesting for the visitor. Otherwise, he will simply leave the site.

10. Help and documentation

Although it is better when the system can be used without documentation, but in the process of working with it, such documentation may be still needed. Help should be easy to search for information and not too large.

What do you need to check?The most popular format of help information on modern websites are pop-up hints, which I already mentioned in paragraph 5. However, sometimes a separate help section is necessary. It is important not to overload it with information, as well as to make available links to it so the user can easily be acquainted with all the necessary information.

If your site contains some specific and non-obvious functions, you can create a learning scenario and offer to pass it to new users in order to discover the capabilities of the resource.

Summarizing

Thus, Nielsen's heuristics will be very useful for testing and improving usability at any stage of project development: both for completely new sites and for portals that have been around for a long time.

It is important to remember: the Nielsen's rules are based on experience, rather than exact calculations and research; they are mostly subjective. Heuristics are not a panacea for the site, and following them not always brings a noticeable and strong effect.

Do not be afraid of experimenting: check whether the changes are beneficial, roll back the unsuccessful ones and introduce new ones. If you see that improving the site by yourself is no longer possible, you can always contact a specialist. I will be glad to help you to conduct a qualified usability audit!

LEAVE A COMMENT
LOGIN
  • Facebook
  • Twitter
  • Google

Email

artem@arto.agency

Skype

artemokhrey

Phone

+38 093 993 6507

+38 050 109 4101

© 2016-2019 Artem Okhrei. All Rights ReservedPrivacy Policy

Артем Охрей, seo-аудитор, веб-разработчик

21.11.2018 в 15:34

Как применять эвристики Нильсена для улучшения юзабилити своего сайта

15 0

Якоб Нильсен – это один из основателей компании Nielsen Norman Group, признанный эксперт в области юзабилити. В 1990 году он сформулировал 10 эвристик – общих правил, которым должен соответствовать любой пользовательский интерфейс для эффективной и комфортной работы. Несмотря на то, что прошло уже почти три десятилетия, эти рекомендации до сих пор актуальны в различных сферах, в том числе и в разработке сайтов.

Эвристики Нильсена составлялись без оглядки на сайты или другие конкретные интерфейсы: оригинальная статья оперирует более широким понятием «система». Однако, практически все правила, приведенные в ней, с успехом применяются к современным веб-ресурсам, помогая сделать их более удобными и интуитивно понятными пользователям.

Чаще всего правила Нильсена используются экспертами, которые применяют их в качестве чеклиста при аудите сайтов. Однако, это не значит, что вы не сможете воспользоваться эвристиками для оптимизации своего сайта, если не являетесь специалистом. Конечно, эксперт, в силу своего опыта, сможет обнаружить больше нюансов и деталей. Но если у вас недостаточно средств, чтобы заказать аудит сайта, а улучшить сайт все же хочется, то вполне можно выполнить проверку самостоятельно. Разберемся, как применять каждую из эвристик при анализе сайта.

1. Информированность пользователя о состоянии системы

Система всегда должна предоставлять пользователю актуальную информацию о текущем статусе, корректно отвечать на взаимодействия за разумное время.

Что нужно проверить? Убедитесь, что пользователи вашего сайта всегда получают уведомления о результатах своих действий, о том, что нужно делать дальше. Посетитель не должен оставаться «наедине с собой». Особенно это важно, когда речь идет о финансовых операциях, например, покупках в интернет-магазине.

Если пользователь совершил какое-либо действие, например, отправил сообщение, сделал заказ или оставил контактные данные, но не получил никакого ответа, это вводит его в недоумение, а то и в панику: все ли было сделано правильно? Вдруг я где-то ошибся при вводе, на сайт закралась неполадка или магазин вообще не работает?

Следите за тем, чтобы сайт уведомлял о текущем статусе, например: «Ваше сообщение отправлено! Мы ответим вам в ближайшее время»; «Заказ отправлен! Наш менеджер свяжется с вами в ближайшие 10 минут и уточнит детали покупки».

Другой пример удачного индикатора статуса – сообщение о загрузке файла на Google Drive:

2. Сходство системы с реальным миром

Система должна «общаться» с пользователем на понятном ему языке, избегая специализированных терминов в пользу общеупотребляемых слов. Информация должна подаваться в естественном и логичном порядке.

Что нужно проверить? Вам, как владельцу сайта и бизнеса, постоянно работающему в этой сфере, может казаться простым и понятным абсолютно все, что написано на страницах. Но попробуйте взглянуть на сайт глазами постороннего человека «с улицы»: все ли будет ясно для него при первом же прочтении? Если нет, то попробуйте перефразировать текст, избегая терминов и сложных конструкций.

В некоторых случаях бывает полезно сопроводить тексты интуитивно понятными изображениями, значками, символами. Хороший пример – меню Facebook: в нем каждый пункт сопровождается иконкой, которая помогает пользователю понять, что он значит.

3. Свобода действий и возможность отмены действия

Пользователи часто выбирают ту или иную функцию по ошибке. Нужно предоставить им «запасной выход» – очевидную и удобную возможность отменить действие, совершенное по ошибке.

Что нужно проверить? При работе с сайтом ошибочные действия практически неизбежны, и пользователям всегда нужно давать возможность «вернуть как было».

  • На сайте есть форма комментирования? Убедитесь, что есть и возможность отредактировать ошибки в комментарии или вовсе удалить его.
  • Пользователь заполняет форму заказа, где может случайно указать неверный адрес или телефон? Добавьте кнопку «Назад», которая позволит все исправить, не вводя остальные данные заново.
  • Внедряете функцию удаления профиля? Обеспечьте возможность в течение некоторого времени восстановить аккаунт, если пользователь передумал и т.д.

Пример функции редактирования сообщения на форуме

4. Единообразие и стандартизация

Не путайте пользователя, описывая разными словами одни и те же вещи, ситуации, действия. Элементы системы должны соответствовать единому стандарту.

Что нужно проверить? Переходя с одной страницы вашего сайта на другую, пользователь должен видеть общие элементы, понимать, что он находится на том же ресурсе и все работает так же, как и до этого.

  • Если на главной странице кнопка «Корзина» выполнена в виде тележки и находится справа, то не стоит на других страницах заменять ее изображением кошелки и перемещать влево.
  • Ссылка на раздел, который называется «Наши услуги», при переходе на другую страницу не должна внезапно превратиться в «Список работ».
  • Также желательно, чтобы дизайн всех страниц был единообразен: общая цветовая гамма, шрифты и т.д.

5. Предотвращение ошибок

Сведите к минимуму количество условий, в которых может быть допущена ошибка. При необходимости выводите пользователю сообщения, предупреждающие о возможных ошибках.

Что нужно проверить? Даже самые продуманные сообщения об ошибках будут не так эффективны, как сведения, которые позволят избежать этих ошибок. Сообщайте пользователю всю необходимую информацию, которая не даст ему совершить неверное действие.

  • В имени пользователя при регистрации допускаются английские буквы и цифры, но не разрешены кириллица и знаки препинания? Напишите об этом рядом с полем или во всплывающей подсказке.
  • Телефон нужно вводить, начиная с +380? Укажите эти символы прямо в поле ввода по умолчанию, или добавьте рядом с полем образец номера, записанного правильно.
  • Если требуется ввести адрес, то рационально будет сделать выбор страны и города в формате выпадающего списка: так пользователь точно не ошибется при вводе.

Пример удачных подсказок, позволяющих избежать ошибок при регистрации:

6. Максимум информации на виду, а не в памяти пользователя

Минимизируйте количество информации, которую пользователь должен держать в голове, переходя от одной части системы к другой. Необходимые данные должны быть на виду все время, пока пользователь взаимодействует с интерфейсом.

Что нужно проверить? Важные для пользователя сведения, например, краткую информацию о вариантах доставки товара, лучше дублировать на разных страницах: в самой карточке товара, на странице оформления заявки. Таким образом, пользователю не придется переходить на отдельную страницу «Оплата и доставка», чтобы узнать, как он сможет забрать товар.

Аналогично, при оформлении заявки стоит показать пользователю список товаров или услуг, которые он заказывает. В таком случае он легко заметит, если чего-либо не хватает или, наоборот, что-то было добавлено в корзину по ошибке.

Другой интересный пример – выбор шрифта при редактировании текста: будет гораздо удобнее, если пункты выпадающего меню будут сразу отображены нужным шрифтом, как в Microsoft Word, а не просто содержать его название.

Кроме того, следует использовать формы и символы, уже знакомые большинству пользователей. Не стоит «изобретать велосипед», создавая дизайн кнопки «Корзина» или «Скачать». Вот пример неудачного оформления функции входа – кнопка пусть и выглядит оригинально, но очень похожа на логотип сайта и заметна далеко не сразу:

7. Гибкость и удобство использования

Не стоит нагружать опытных пользователей лишней информацией. Лучше предоставить им возможность проще и быстрее совершать повторяющиеся действия.

Что нужно проверить? Большинство пользователей хорошо осведомлены о работе таких популярных функций на сайтах, как заказ обратного звонка, добавление товара в корзину или список желаемого. Не стоит нагружать подобные элементы интерфейса лишним сопровождающим текстом; для тех пользователей, у кого все же останутся вопросы, можно поместить информацию в справочный раздел.

Если вы видите, что пользователям приходится регулярно совершать какие-то рутинные действия (например, ежемесячные платежи), то добавьте возможность их упростить. Например, для платежа можно предложить создать шаблон, который будет хранить всю необходимую информацию, или вообще автоматизировать оплату, настроив расписание, по которому нужная сумма будет сниматься с карты.

8. Эстетичный и минималистичный дизайн

Тексты не должны содержать ненужной и устаревшей информации. Каждое ненужное предложение отвлекает внимание пользователя от того, что действительно важно.

Что нужно проверить? Перечитайте сопровождающие тексты на сайте. Во многих случаях их можно сильно сократить без потери смысла, особенно если ваш сайт не информационной, а коммерческой направленности. Оставьте только ту информацию, которая действительно актуальна и важна для пользователя.

То же самое касается и элементов дизайна: не загромождайте сайт ненужными кнопками, баннерами и т.д., если понимаете, что они остаются невостребованными и не несут ценности для посетителей.

Особенно важно проверить формы: огромное количество полей, обязательных для заполнения, попросту отпугивает клиента, который уже готов был сделать заказ. Уберите или хотя бы объедините те поля, которые не являются критически важными для обработки заявки.

Пример громоздкой формы, из которой без особого ущерба можно удалить многие поля

9. Распознавание и решение проблем

Сообщения об ошибках должны быть написаны на понятном пользователю языке, четко излагать суть проблемы и предлагать варианты ее решения.

Что нужно проверить? Как бы вы ни оптимизировали интерфейс сайта, полностью избежать ошибок при работе с ним все же не удастся. Убедитесь, что, если пользователь столкнулся с ошибкой, он получит емкое и понятное сообщение о том, почему возникла неисправность и как ее решить. В первую очередь это касается страниц ошибки 404 или пустых результатов поиска («по вашему запросу ничего не найдено»). Такие странички стоит снабдить рекомендациями: что можно сделать дальше? Например, предложить альтернативные варианты поисковых запросов или ссылки на страницы, которые могут заинтересовать посетителя. Иначе он просто покинет сайт, оставшись недовольным.

Пример удачно оформленной страницы ошибки 404

10. Наличие помощи и справочных материалов

Хотя следует стремиться к тому, чтобы системой можно было пользоваться без документации, но в процессе работы с ней такая документация все же бывает нужна. Справка должна быть удобной для поиска информации и не слишком объемной.

Что нужно проверить? Наиболее популярный формат справочной информации на современных сайтах – всплывающие подсказки, о которых я уже упоминал в пункте 5. Однако, порой бывает необходим отдельный справочный раздел. Важно не перегружать его информацией, а также делать доступными ссылки на справку, чтобы пользователь мог легко ознакомиться с нужной информацией.

Если ваш сайт содержит какие-то специфические и неочевидные функции, то можно создать сценарий обучения и предлагать пройти его новым пользователям, чтобы быстро и в наглядной форме познакомиться с возможностями ресурса.

Подводя итог

Таким образом, эвристики Нильсена будут весьма полезны для проверки и улучшения юзабилити на любом этапе развития проекта: как для совсем новых сайтов перед выходом в интернет, так и для порталов, которые существуют уже долгое время.

Важно помнить: правила Нильсена созданы на основе опыта, а не строгих расчетов и исследований; они в значительной мере субъективны. Эвристики не являются панацеей для сайта, и не всегда следование им приносит заметный и сильный эффект.

Не бойтесь экспериментировать: проверяйте, приносят ли пользу те или иные изменения, откатывайте неудачные и внедряйте новые. Если же вы видите, что самостоятельно улучшить сайт уже не удается, то всегда можно обратиться к специалисту. Я с удовольствием помогу вам провести квалифицированный юзабилити-аудит!

КОММЕНТИРОВАТЬ
ВОЙТИ
  • Facebook
  • Twitter
  • Google